Что нужно знать про цвет при печати?

ЦВЕТ – ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ

Современная полиграфия – это, прежде всего, цвет.

Аддетивные модели цвета.

Самый известный тип моделей – аддетивный, то есть основанный на сложении световых потоков, имеющих разный цвет, так, чтобы все вместе они давали ахроматический белый. Теоретически основные цвета различны, то есть ни один из них не должен получаться сложением других. Система, использующая эти основные цвета, получила название RGB (по первым буквам английских названий). Значение красного, синего и зеленого откладываются по осям координат системы RGB и любой видимый цвет может быть описан как точка в этом пространстве. Говоря о мониторах и другой аппаратуре, формирующей цвет путем излучения цветовых потоков с разными спектральными характеристиками, мы используем термин RGB, но в этом случае речь будет идти не об идеальных цветах, а о характеристиках КОНКРЕТНОГО устройства. Реальное цветовое пространство RGB любого монитора сильно отличается от идеального.

Субтрактивные модели цвета.

Там, где мы имеем дело с цветом, возникающим за счет поглощения части спектра, то есть вычитания цветовых потоков, работают субтрактивные модели. Краска на бумаге сама не способна испускать свет. Каждый красящий пигмент поглощает световой поток лишь некоторой части спектра и отражает некоторую часть попавшего на него света. Пример: красная краска поглощает весь свет, кроме красной области, синяя – все цвета, кроме синего, и т.д. Если белый цвет на мониторе является смесью всех основных цветов, то на бумаге белый – это отсутствие краски, а черный ТЕОРЕТИЧЕСКИ должен был бы формироваться из смеси всех красок.

Цветовая модель CMYK.

Итого получаем три основных цвета субтрактивной палитры CMYK, Сyan (голубой), M (Пурпурный), Y (Желтый). Белый цвет соответствует нулевому содержанию красок (белому листу бумаги, необходимо помнить, что белизна бумаги может отличаться, ее значение от 65 до 102%), 100% всех одновременно должны были давать черный. Но на практике это не совсем так, «взаимоотношение»компонентов модели CMYK «триадные краски» имеют разную прозрачность и кроме того, несут некоторые примеси. Например, голубая краска «слабее 10-20%» остальных, а желтая краска значительно менее прозрачна, чем другие. В результате смесь 100-100-100 представляет собой не черный, а темно-коричневый цвет, грязноватого оттенка. В связи с чем, добавляется черная краска «K», как отдельный цвет. Еще одна причина: при отсутствии черной краски, черный текст пришлось бы печатать тремя красками, причем, если бы хоть одна краска оказалась бы смещенная, результат был бы удручающим.

К сожалению, при помощи палитры CMYK невозможно передать многие оттенки RGB, то есть цветовой охват этой модели гораздо уже. Стоит поместить напечатанную картинку рядом с монитором в палитре RGB, и без слов станет ясно, как много теряется даже при отличной печати в CMYK.

В цветовой модели  CMYK, мы можем руководствоваться только цифрами, по которым несложно прогнозировать цвет любой точки.

Цветные линии и цветной МЕЛКИЙ текст должен содержать не более 2х красок. Если это возможно, то лучше печатать такие элементы пантонами.

Черный текст необходимо печатать только одной черной краской, но для заливки черных объектов значительной площади используется сложный, многокрасочный вариант. Есть три разновидности черного 1. C-15, M-15, Y-10, K-100 (для сравнительно малых объектов 20 на 20 мм); 2. С-50, M-50, Y-40, K-100 (для средних и больших объектов), 3. С-90%, M-70%, Y-70%, K-98% (для больших объектов). Также процентовка голубого, пурпурного и желтого может меняться на 10-20 % в зависимости от того, какой оттенок черного нужно добиться: теплый, или холодный. Для теплого будет преобладать пурпурный и желтый, а для холодного-голубой.

Черный цвет

Использование только черной краски дает неглубокий, блеклый оттенок. Составной черный, часто имеет тот или иной оттенок и выглядит более «глубоким». Глубокий черный: С-95%, M-70%, Y-70%, K-98%.

Для получения составного серого Y и M берутся поровну, С добавляют больше на треть.(баланс по серому).

Преобразование растровых изображений из RGB в CMYK.

Максимальное наложение красок должно учитываться перед преобразованием растровых изображений из RGB в CMYK. Суммарное значение тона также нельзя превышать в векторных программах и программах верстки. Превышенное значение приводит к таким проблемам, как плохое восприятие краски, перетискивание краски на обратной стороне продукции, отмарывание и смазывание из-за недостаточного высыхания.

Величина суммарного покрытия должна составлять 260-320 % (260% газетная бумага, 260-290% ксероксная и не мелованная бумага, 290-320% мелованная бумага).

Градиентные заливки для устранения поперечных полос при печати следует переводить в растр с добавлением 1-4% шума (Add noise).

В ряде случаев вообще нельзя использовать триадные краски. Раскладка по CMYK имеет смысл, если мы можем обеспечить точное совмещение красок. Совмещение обеспечивается за счет нанесения на фотоформу приводных меток. Эти метки представляют собой тонкие штрихи (крестики, кружки), залитые составным черным цветом С-100 М-100 Y-100 К-100. По этим меткам в процессе печати печатник контролирует совмещение красок (при нанесении каждой следующей краски крестик должен попасть на тоже место, что и предыдущий. Эти метки располагаются вне обрезного формата изделия, то есть на той части, которая в последствии будет обрезана. Пример: при печати упаковок большого формата метки можно разместить на самом изделии, в местах, которые после сборки не будут видны. Однако существуют случаи, когда метки ставить некуда, яркий пример готовый «сложенный» конверт, в этом случае необходимо печатать смесевыми красками (panton), или чистыми триадными избегая совмещения.